Читаем русскую классику вместе. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

О КУРСЕ

Курс «Читаем русскую классику вместе. М. Булгаков "Мастер и Маргарита"» нацелен на овладение в совместной деятельности (преподаватель-студент) универсальной поэтапной моделью работы с художественным текстом, которая может быть использована как основа для формирования навыков смыслового чтения художественного произведения. Подобные навыки значимы как в реальной коммуникации, так и в учебной деятельности (на родном и иностранном языке). Произведение М. Булгакова "Мастер и Маргарита", выбранное для формирования навыков смыслового чтения,  составляет золотой фонд мировой художественной культуры.

В этом курсе слушатели научатся:

1. анализировать художественное произведение с точки зрения коммуникативного замысла автора; 

2. комментировать текст с точки зрения полученного коммуникативного задания; 

3. интепретировать художественный текст, выделяя содержательные и языковые единицы, являющиеся основой развития писательской мысли; 

4. прогнозировать содержание текста на основе смыслового анализа; 

5. конструировать собственное высказывание; 

6. рефлексировать по поводу образов, образных средств, коммуникативного замысла писателя; 

7. оценивать собственное речевое произведение, созданное как результат рефлексии по поводу текста.

Требования к уровню подготовки слушателей: 

- знание базового курса русской литературы в объеме средней школы (для российских участников); 

- владение русским  языком на уровне А2 – В1 и выше (для иностранных обучающихся), 

- прочитанный роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (для иностранных обучающихся возможно прочтение на родном языке). 

СОДЕРЖАНИЕ:

Тема 1. Введение. Чтение как творчество

1.1. Бывает ли вредное чтение и что нужно делать, чтобы не стать читателем с "кашей в голове"

1.2. Что нужно делать, чтобы стать настоящим читателем?

Тема 2. "Афиша" книги: заглавие, эпиграф, жанр

2.1. "Жонглер с копытом" и "Черный маг" ищут приличного места

2.2. Что остановило тяжкий выбор М.Булгакова на названии "Мастер и Маргарита"?

2. 3. -В каком жанре Вы пишете, любезный? - Да во всех стараюсь (Из разговора писателя и издателя)

Тема 3. Автор и его персонажи: многоголосие художественного текста

3.1. «Однажды» или начало странностей страшного майского вечера

3.2. Странности продолжаются...

Тема 4. Смена ракурса: чередование сюжетных линий

4.1. Третья странность жаркого майского вечера…

4.2. От Москвы к Ершалаиму (Главы 1-2)

4.3. Ершалаим (Глава 2)

Тема 4. Смена ракурса: чередование сюжетных линий. Продолжение

4.4. От Ершалаима – к Москве (Главы 2 и 3)

4.5. «Шизофрения, как и было сказано» и «Нехорошая квартира»

Тема 5. Факты и детали: в поисках ключевого смысла

5.1. Маятник: от реальности к мистике и обратно

5.2. Авторские намеки и подсказки в романе

5.3. Средневековый карнавал в театре Варьете или сеанс черной магии (глава 12)

Тема 6. Портрет и пейзаж: зачем так много подробностей

6.1. Многоликие и неповторимые

6.2. Обличье – Личина – Лицо – Лик. Чудесные метаморфозы

6.3. «Портрет на фоне…» или «Ландшафтик в золотой раме»

Тема 7. Коммуникативное пространство текста: монолог, диалог, полилог 

7.1. Шепот, крик, хохот, свист, треск и грохот: речевой портрет персонажа

7.2. Коммуникативные поединки

7.3. Зеркало души

Тема 8. Конструируем художественную картину мира: система персонажей

8.1. «Вы откуда будете?»: место персонажей в мифопоэтической системе образов романа

8.2. «Скажи мне, кто твой друг…»: партнеры и антагонисты, двойники и антиподы

8.3. "«Вы случайно голову не потеряли?» или «Вопросы крови»: мотив смерти и бессмертия

Тема 9. Конструируем художественную картину мира: сквозные образы, символы, ключевые идеи и приёмы их выражения

9.1. «Вы, конечно же, человек бедный?»: мотив разоблачения

9.2. О розах, мимозах, котах и собаках: символ как квинтэссенция мотива

9.3. «Огонь, Вода и Медные трубы»: мотив испытания

9.4. «Самый страшный порок»: мотив греха и возмездия

Тема 10. Что хотел сказать автор: текст и подтекст

10.1. «И милосердие иногда стучится в их сердца»: мотив покаяния и прощения

Эпилог

Преподаватели:

 Банкова Татьяна Борисовна, доцент  кафедры русского языка

 Юрина Елена Андреевна, профессор  кафедры русского языка

длительность курса

6 недель

КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ОБУЧЕНИЕ

1. Как только начнется курс, всем зарегистрировавшимся участникам придет приглашение со ссылкой на онлайн-класс.

2. Вы будете обучаться на онлайн курсе нового поколения - МООC (массовые открытые онлайн курсы). Все занятия будут проводиться в дистанционном режиме на нашей онлайн-платформе. Еженедельно новые материалы курса становятся доступны для изучения в любое удобное вам время. В течение обучения, есть возможность общаться с преподавателем и другими слушателями курса в свободном режиме.

3. После каждой недели занятий будет необходимо выполнить тест, с помощью которого будет проверяться усвоение материала.4. В конце курса будет необходимо выполнить итоговое задание, которое определит лучших слушателей курса.

СЕРТИФИКАТ

Выдается сертификат Томского государственного университета об успешном прохождении курса.

ОРГАНИЗАТОР

Национальный исследовательский Томский государственный университет

  1. Номер курса

    cs1
  2. Начало курса

    февр. 15, 2016
  3. Занятия заканчиваются

    сент. 17, 2017
Внести в список